Природоохранный социально-образовательный проект
«ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Покровском детском саду № 2 «Аленушка» общеразвивающего вида второй категории на 2016 – 2017 учебный год
Паспорт педагогического проекта
Структура |
Содержание
|
Тема |
«Эколята - дошколята»
|
Ответственный за разработку плана проекта |
Воспитатель: Агафонова Ж.Н. |
Ответственный за реализацию проекта |
Воспитатели групп |
Состав инициативной группы |
Воспитатели Музыкальный руководитель: Минькова Т.М. |
Участники проекта |
Дети всех возрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
Возраст воспитанников |
Дети от 2 до 7 лет |
Продолжительность проекта |
2016-2017 учебный год |
Цель проекта |
Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. |
Задачи проекта |
|
Этап работы над проектом |
I этап- подготовительный.
II этап- основной
III этап- заключительный
|
Прогнозируемые результаты |
· повышение общей культуры ребенка. · формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия. · формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде. · развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности. расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
|
План проектной деятельности
Актуальность: Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Содержание Проекта:
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
I этап - подготовительный |
||||
1 |
Акция «Эколята – дошколята» (вручение воспитанникам логотипа Проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»:Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей) |
сентябрь |
Воспитатели групп музыкальный руководитель |
|
2 |
Проведение бесед «Мы эколята – дошколята» |
сентябрь |
Воспитатели всех возрастных групп |
|
3 |
Внедрение учебного пособия для дошкольников «Азбука природолюбия» Зотов Т.В. |
сентябрь |
Воспитатели всех возрастных групп |
|
II этап - основной |
||||
4 |
Развивающие образовательные ситуации
Продукт: перспективный план совместной деятельности педагогов с детьми |
Сентябрь - май (2 ситуации в месяц – младший дошкольный возраст, 4 ситуации в месяц – старший дошкольный возраст) |
Все возрастные группы
|
|
5 |
Прослушивание и пересказ тематических сказок и рассказов
|
Сентябрь - май (1 раз в 2 недели – младший дошкольный возраст, 1 раз в неделю – старший дошкольный возраст) |
Воспитатели всех возрастных групп |
|
6 |
Занятия по проекту:
2. «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); 3. «Времена года»; 4. «Время суток»; 5. «Животные и растения»; 6. «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; 7. «Человек не может жить без Природы»; 8. «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»; 9. «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» 10. «Помоги Природе, помоги своему другу!» 11. «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»; 12. «Сохрани Природу от пожара»; 13. «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; 14. «Природолюбие – учебник нашей жизни». Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»: 15. Будь аккуратен с Природой 16. Береги Природу 17. Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе 18. Умей гулять на Природе 19. Дружить с Природой 20. Единство Человека и Природы 21. Жалеть Природу 22. Заботиться о Природе 23.Исследовать, изучать Природу 24. Красная книга 25. Любить Природу, любоваться Природой 26. Наблюдать за Природой 27.Ответственность перед Природой 28. Природолюбие 29. Радоваться вместе с Природой 30. Сохранить Природу 31. Ходить в гости к Природе 32. Ценить Природу 33. Чудеса Природы 34. Шёпот Природы 35. Щедрость Природы 36. Экология |
Еженедельно |
Воспитатели всех возрастных групп (возможна замена другим занятием по экологии в соответствии с возрастом детей) |
|
7 |
Опытно-экспериментальная деятельность по экологии |
Сентябрь - май (1 раз в месяц) |
Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп. |
|
8 |
Создание презентации «Природа Неклиновского района» |
Май |
Воспитатель: Затуливетрова Н.Н. |
|
9 |
Праздник «Осени» (с участием героев-дошкольников в костюмах овощей, фруктов Ростовской области) |
Октябрь |
Музыкальный руководитель: Минькова Т.М. |
|
10 |
Общесадовский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура» |
Октябрь 2016г. – май 2017г. |
Воспитатели: Затуливетрова Н.Н. Деева В.А. Петунина Л.М. Агафонова Ж.Н. Пономаренко Л.А. |
|
11 |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды |
В течение учебного года |
Воспитатель: Затуливетрова Н.Н. |
|
12 |
Конкурс «Игротека Природолюбия» (создание игр по теме: «Сохрани природу» |
Октябрь - апрель |
Воспитатели, родители всех возрастных групп |
|
13 |
Совместное мероприятие с ЦВР «Природа родного края. Красная книга Ростовской области» с показом презентации (для детей от 5-7 лет) |
апрель |
Сотрудники ЦВР |
|
14 |
Издание электронного журнала «Уроки природолюбия» |
февраль |
Воспитатели, родители старшей, подготовительной групп. |
|
15 |
Утренник с участием сказочных героев «Эколят» «Берегите первоцветы» |
март |
музыкальный руководитель, воспитатели старшей, подготовительной групп. |
|
16 |
Выставка рисунков «Эколята» |
февраль |
Воспитатели, родители, дети всех возрастных групп |
|
17 |
Экскурсия в ЦВР в экологический уголок |
Февраль |
Воспитатели старшей, подготовительной групп. |
|
18 |
Фотоконкурс «Сохраним это чудо» |
Февраль-март |
Воспитатели, родители всех возрастных групп |
|
19 |
Выставка поделок из природного материала «Мы любим тебя, природа!» |
Апрель |
Воспитатели, родители, дети всех возрастных групп |
|
20 |
Конкурс на лучший уголок (стенд «Эколята – дошколята») среди групп МБДОУ |
Январь-июнь |
Воспитатели, родители, дети |
|
III этап - заключительный |
|
|||
21 |
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию дошкольников |
4 неделя мая |
Воспитатели всех возрастных групп |
|
23 |
Создание брошюры: реализация проекта «Эколята – дошколята» в МБДОУ |
Май |
Воспитатели, родители всех возрастных групп |
|
24 |
Создание фотовыставки в рамках проекта. |
Май |
Воспитатели, родители всех возрастных групп |
|